Самой прекрасной женщине в мире исполняется 500 лет

Самая известная картина собрания дрезденской картинной галереи «Старые мастера» -  «Сикстинская Мадонна» сделала Дрезден для образованных русских людей одной из самых желанных целей путешествия в Европу.

С 26 мая по 26 августа 2012 года в дрезденской картинной галерее экспонируется уникальная выставка, посвященная 500-летию «Сикстинской Мадонне» , для которой мастера сделали новую раму, а искусствоведы подготовили выставку о жизни и творчестве великого художника.

Рафаэль Санти, итальянский живописец и архитектор, один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, написал эту картину по заказу папы Римского Юлия II для алтаря монастырской церкви святого Сикста в Пьяченце. В левой нижней части картины святой Сикст изображен как посредник между Богородицей и дольным миром.

В 1753 году после продолжительных переговоров картина была куплена саксонским курфюрстом Августом III за баснословную цену в 20 тысяч дукатов и в 1754 году доставлена в Дрезден. Это событие считается наивысшим достижением в формировании собрания картин Дрезденской галереи.

Первым из русских, кто описал свои впечатления о Дрезденской картинной галерее, был Николай Карамзин. В своей книге «Письма русского путешественника» он пишет, что в Дрезденской картинной галерее, которая  «почитается одной из первых в Европе», он «… рассматривает со вниманием Рафаэлеву Марию». Карамзин подчеркивает: «Небесный огонь оживляет черты кисти его, когда он изображает Божество; в чертах героев его видно непобедимое мужество; в образе Венеры или Роксаны умел он соединить все женския прелести, а в образе Марии красоту, невинность и святость».

Два десятилетия спустя поэт  Василий Жуковский, а вслед за ним и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер опубликовали статьи, посвященные Дрезденской картинной галерее, в которых «Сикстинская Мадонна» воспринималась как абсолютный идеал прекрасного: «Чистейшей прелести чистейший образец». Идеалы итальянского Высокого Возрождения были близки идеалам русского романтизма пушкинского времени.

В 1857 Лев Толстой, совершая путешествие по Европе, приехал поездом в Дрезден. После посещения галереи в своей записной книжке он кратко замечает: «Мадонна сразу сильно тронула меня… Остался холоден ко всему, исключая Мадонну».

Федор Михайлович Достоевский вместе со своей молодой женой посещал галерею многократно. В «Дневнике 1867 года» Анна Григорьевна записывает, что приехав в Дрезден, они первым делом пошли в галерею, а там сражу же к «Сикстинской Мадонне». Свое первое восприятие этой картины она описывает в следующих словах: «Никакая картина до сих пор не производила на меня такого впечатления, как эта. Что за красота, что за невинность и грусть в этом Божественном лице, сколько смирения, сколько страдания в этих глазах. Федя находит скорбь в улыбке Мадонны. Это очень большая картина в великолепной золоченой раме, закрытая стеклом».

Посещение Дрезденской картинной галереи и «Сикстинской Мадонны» Рафаэля в ней было непреложным правилом для каждого образованного русского человека, приезжающего в Дрезден. Это правило не изменилось и сегодня.

В  программе Международного образовательного проекта «Школа для одаренных детей «АртПоколение-2012: Россия – Германия», организатором которой является Городской ресурсный центр «Изобразительное искусство», посещение Дрезденской картинной галереи является одним из основных мероприятий. 

Участники проекта, учащиеся ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова, побывав в галерее «Старых мастеров», увидели известные по репродукциям из учебников по «Истории искусств» картины Рембрандта, Рубенса, Дюрера, Гольбейна и Лукаса Кранаха Старшего. Они потрясли детское воображение своей глубиной, палитрой красок и величием. А жемчужина пастели «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара и завораживающая неземной красотой и простотой «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти покорили сердца юных художников.
 

 

26.07.12 просмотров: 1372